Делайте бизнес вместе с нами

Северокорейская недвижимость

   Коммунизм в Северной Корее, в сущности, закончился, и страна вступила в эпоху постмодерна. В ней все меньше левой утопии и все больше экономического прагматизма. Руководство КНДР повторяет ритуальные заклинания о приверженности идеологии, предполагающей «опору на свои силы», главенство планового начала и культ непогрешимого вождя.
   Однако в реальности наблюдается фатальная зависимость от внешней (в основном, китайской) помощи и успехов частного сектора, доля которого по некоторым оценкам может достигать 40-45% в структуре ВВП. Основной расчетной единицей, в том числе, при сделках с недвижимостью, давно выступает доллар США. Северокорейские власти вынуждены развивать современную инфраструктуру, чтобы привлечь зарубежные инвестиции и дефицитную валюту.




   Рассказ о коммерческой недвижимости в КНДР обычно начинают с отеля-пирамиды «Рюгён» (дословно «Ивовая столица» – одно из древних названий Пхеньяна). Если бы он был построен в Москве, то непременно заслужил бы прозвище «царь-отель» – благодаря исполинским масштабам (330 м, 105 этажей, 360 тыс. кв. м) и полной нефункциональности. Это второе по высоте пустующее здание в мире. КНДР истратила на него 2% своего ВВП, но даже такого объема финансирования оказалось мало.
   Изначально «Рюгён» задумывался как подарок к 80-летию Ким Ир Сену, потом как подношение к его 100-летию (на тот момент Ким Ир Сен из категории живых перешел в категорию вечно живых). Но оба раза концепция не сработала. Данные о конкретных параметрах проекта и его инфраструктурной начинке существенно разнятся, но в любом случае номерной фонд должен был исчисляться тысячами (от 3,0 до 7,7 тыс. юнитов). Кроме того, анонсировалось открытие бизнес-центра, казино, ночного клуба и пяти ресторанов на вращающихся платформах. Одно время сеть Kempinski даже проявляла предметный интерес к управлению активом. Но потом, – взвесив политические, финансовые и технические риски, – передумала. Теперь фасад отеля используется как гигантский LED-экран, на который выводятся государственная символика, ролики и фильмы.



   Разумеется, в Северной Корее хватает и действующих отелей – правда, учитывая курс на поддержание закрытости страны, их перспективы не ясны. Среди наиболее крупных и статусных – международная гостиница «Янгакдо».
   Она представляет собой 170-метровую башню, на вершине которой находится вращающийся ресторан (любимый в КНДР жанр). Помимо него к услугам постояльцев предлагаются еще несколько гастрономических заведений с корейской, китайской и японской кухней, а также боулинг, сауна, массажный салон, барбершоп и бассейн. На территории отельного комплекса до 2011 г. было поле для игры в гольф площадью 9 тыс. кв. м (удивительный пример сочетания настоящего гольфа и декларативного коммунизма).
   В дальнейшем оно стало площадкой для оздоровительного центра. К приему гостей готова 1 тыс. номеров категорий «стандарт» и «де люкс». Первые стоят по 70 евро за ночь (50 евро, если двухместный), вторые – по 120 (110 евро, если двухместный).
   Широкую известность отель «Янгакдо» получил после инцидента с американским туристом Отто Уормбиром, которого северокорейский суд приговорил к 15 годам тюрьмы за попытку увезти агитационный плакат. Впоследствии это обернулось для Уормбира комой и скорой кончиной.



   Все остальные пхеньянские отели уступают «Янгакдо» по габаритам: так, в «Корё» для заселения готовы 500 номеров, в «Сосане» и «Чонгнёне» – по 465, в «Рянгане» (где горячую воду включают трижды в день) – 300, в «Потонгане» – 160, в «Хэбансане» – 95. Следует упомянуть и малоэтажный отель в народном стиле, открывшийся еще в 1989 г. на границе с Южной Кореей (г. Кэсон). Он состоит из 19 домов (50 номеров), стилизованных под традиционное корейское жилище «ханок». Отапливаются они при помощи печей, от которых идут прорытые под полами каналы («ондоль»).



   Без малого четверть века – с 1998-го по 2022-й – к берегу КНДР был пришвартован плавучий отель «Хэгымган». Это огромная баржа c 7-этажным корпусом, вмещавшим 140 гостиничных номеров, 34 апартамента, бар, фитнес-клуб, конференц-зал, театр, сауну и бассейн. Объект находился на балансе Hyundai Asan, дочерней структуры Hyundai Group. Он служил площадкой для встречи родственников из двух частей разделенной страны и символом примирения между севером и югом.
   Свою карьеру отель начинал под вывеской Four Seasons Barrier Reef Resort в Австралии, у Большого Барьерного рифа. Тогда он подавался как проект сенсация, технически сложный и очень дорогой (21 млн долларов вложений, или 3,9 млрд рублей по нынешнему курсу). Помимо прочего отель был оснащен теннисным кортом, вертолетной площадкой и рядом инженерных систем. Но, как только выяснилось, что неподалеку от места швартовки затоплены 100 тонн боеприпасов, поток туристов упал более чем втрое, и наступил финансовый крах.
   После этого отель перебазировали во Вьетнам, где он обзавелся новым бассейном и новым названием – Saigon Floating Hotel (плавучий отель «Сайгон»). А спустя еще десять лет сооружение добралось до Корейского полуострова.
   Здесь все складывалось относительно благополучно, пока в 2008 г. военнослужащий из КНДР не застрелил 53-летнюю южанку, которая случайно забрела в особо охраняемую зону. В ответ на это Южная Корея вышла из проекта, что привело к его быстрой деградации. В 2019 г. Ким Чен Ын лично проинспектировал «Хэгымган» и вынес беспощадный приговор: «В плане архитектуры здание устарело. Оно в ужасном состоянии само по себе. Этот отель – непонятное месиво, в котором нет и намека на наш национальный характер». Спутниковые снимки, полученные в 2023 г., подтвердили демонтаж всей конструкции.



   История с отелем «Рюгён» может создать впечатление, что в КНДР все строят очень медленно. В 2015 г. страна посрамила всех клеветников. Меньше чем за год вдоль берега реки Тэдонган был построен обширный квартал из двух десятков высотных зданий – «Улица ученых будущего». Для столь высоких темпов в Северной Корее существует метафора «Маллима» – это волшебный конь, способный преодолевать по 4 тыс. км в день (предыдущая версия коня – «Чхоллима» - делала по 400 км, но это было явно маловато).
   Из-за обилия небоскребов квартал называют «Пхеньянским Дубаем» или «Пхеньхэттоном». Он предназначен в основном для проживания физиков-ядерщиков из Технологического университета имени генерала Ким Чхэка. Это престижная и привилегированная профессия. От достижений ее представителей зависит, насколько внушительными будут аргументы КНДР в международных отношениях, а значит, и объем иностранной помощи. Поэтому условия создаются максимально комфортные: дома укомплектованы четырех- и пятикомнатными квартирами с габаритами от 130 до 200 кв. м. Они были сданы полностью отделанными и обставленными мебелью.
   В квартале насчитывается 2,6 тыс. жилых юнитов и порядка 150 объектов социальной инфраструктуры (стрит-ритейл, спортзалы, рестораны, кинотеатр, библиотека, детский сад, школа, спортзалы). Это первое место в Северной Корее, где доступен, хотя и с большими ограничениями, Wi-Fi. Кстати, на той же улице расположен институт «Пульгын пёл» («Красная звезда»), специалисты которого разработали северокорейский аналог Windows.
   Архитектурной доминантой локации был назначен 53-этажный апарт-комплекс «Ынха Тауэр» («Башня Млечного пути») – предмет национальной гордости и объект дежурного восхищения зарубежных гостей. По сообщению Корейского Центрального новостного агентства (официальное СМИ КНДР) инвестиции затраты на весь комплекс составили 9,9 млрд вон.
   Если ориентироваться на тот курс, который устоялся на черном рынке (то есть реальный), это сумма приблизительно соответствует 1,2 млн долларов – совершенно неправдоподобная величина.



   Как и во всех державах бывшего «соцлагеря», в КНДР любят большие стадионы. Они играют важную роль в политической обрядности. Когда стало известно, что Олимпийские игры достались Сеулу, северокорейское руководство решило дать ответ в виде XIII Международного фестиваля молодежи и студентов. Специально под это событие начал строиться стадион Первого мая – восьмиуровневое здание в форме цветка магнолии.    Полезная площадь объекта достигает 207 тыс. кв. м. Он до сих пор занимает вторую строчку в мировом рейтинге по количеству зрительских мест – 114 тыс. Первое у индийского стадиона имени Нарендры Моди – 136 тыс. Но габариты пхеньянского гиганта позволяют нарастить вместимость до 150 тыс. человек. 



   Именно на стадионе Первого мая проходило (и должно возобновиться в 2024 г.) грандиозное шоу «Сияющая Родина» (до 2014 г. «Ариран») – художественная квинтэссенция государственной идеологии и один из главных туристических аттракционов страны. Это то самое представление, где артисты на центральной трибуне образуют «живой экран».
   Синхронно перелистывая страницы в своих альбомах, они меняют всю картинку. На этих картинках появляются фразы, чем-то напоминающие статусы во «ВКонтакте» (между прочим, отличный вариант для любого корпоратива): например, «Великий полководец, победивший два империализма в одном поколении», «Новая мечта моей страны, проснувшейся от 10000-летнего сна», «Когда вы видите лидера, насколько вы счастливы?», «Давайте поменяемся травой и мясом», «Расширившееся соляное поле», «В мире нет никого, кто мог бы победить нас».


   Но в КНДР хватает и других развлечений – причем речь не только о побегах за границу. В республике функционирует несколько развлекательных парков. В Кэсоне еще при Ким Ир Сене начал работу Молодежный парк размером 40 га. После реновации (2010 г.) сюда привезли «американские горки». В дополнение посетители могут взять билет на картинг, колесо обозрения и карусель.
   В 2012 г.  Ким Чен Ын вместе с женой Ли Соль Чжу торжественно открыли парк Рынра на одноименном пхеньянском острове. Для удобства граждан к этой локации подвели собственную троллейбусную линию. Выбор развлекательных опций охватывает дельфинарий, бассейн, поле для минигольфа, линейку игровых автоматов и ряд спортивных площадок.



   Северная Корея – к разочарованию и фанатов, и хейтеров – все сильнее погружается в потребительство. Сколько-нибудь приличный шопинг все еще недостижим для большинства населения, учитывая, что в стране действует карточная система, а зарплата на госпредприятиях не превышает двух долларов в месяц.
   В супермаркеты ходят в основном те, у кого есть свой бизнес (до ужесточения правил въезда еще и туристы). Но государству важно показать, что оно может обеспечить изобилие «не хуже, чем у других». Поэтому в супермаркетах продается не только еда или одежда, но и образ благополучия.       Самый большой из них – универмаг №1 (40 тыс. кв. м). В основном корпусе два нижних этажа отведены под отделы лекарственных препаратов, бытовой техники и канцелярских принадлежностей, третий и четвертый – это продовольственный магазин, на пятом торгуют мебелью, аксессуарами и музыкальными инструментами, в надстройке обосновались ресторан и бар. Официально утверждается, что 70% всех товаров в универмаге – продукция корейских производителей, а ежедневный трафик достигает 20 тыс. человек. В целом это заведение, как и торговый центр «Кванбок» (11,1 тыс. кв. м), ориентированы на условный «средний класс».
   По-настоящему богатая публика (не исключая «подпольных» долларовых миллионеров) делает покупки в ТЦ «Потонган». Его витрина целиком заполнена импортными продуктами вроде мраморной говядины, норвежского лосося, деликатесных сыров из Европы, оливкового масла и шампанского
.



   Для большинства рядовых граждан КНДР (тех, которые слабо себе представляют, что такое норвежская лососина) шопинг сводится к посещению продуктово-вещевых рынков. Это настоящие оплоты частного сектора и довольно эффективное средство поддержания хотя бы скромного потребительского разнообразия. Чтобы получить разрешение на торговлю, требуется приобрести лицензию (30 долларов) и выплачивать сбор за пользование прилавком.
   Образцовым считается рынок Тонгиль – двухэтажное сооружение площадью 6,5 тыс. кв. м. Он содержит примерно 1,5 тыс. киосков, арендуемых 2,2 тыс. торговцев. Почти столько же продают свои товары снаружи. Ассортимент на Тонгиле довольно широкий: от контрафактных духов и телевизоров до металлической посуды и ананасов.



   Страсть к гигантизму проявляется и в ресторанной индустрии. Так, ресторан «Окрю» (12 тыс. кв. м), который славится холодной лапшей нэнмён, рассчитан на 2 тыс. клиентов.
   Благодаря общине северокорейских граждан в Японии («Чочхоллён») на основе «Окрю» была развернута целая франшиза. Заведения под этим брендом, открытые в Таиланде, Вьетнаме, Камбодже и других странах, активно пополняет казну КНДР дефицитной валютой.
   Аналогичная функция и у другой ресторанной сети северокорейского происхождения – «Пхеньян». Она располагает 130 точками в государствах азиатско-тихоокеанского региона (преимущественно в Китае). Одна из них под названием «Корё» работает в Москве (улица Вавилова, Донской район). Предпринимались попытки закрепится на Западе, но безуспешно.